Почему за доброе дело — в ответ получаешь зло?

· 29.10.2017

добро и зло

Бывает больно, когда помогая кому-то и полностью ему доверяя, становишься жертвой обмана или получаешь в благодарность зло. Например, пожалев какого-то родственника, хозяин приглашает его жить к себе и через некоторое время оказывается в ситуации, что родственник начинает проявлять свой характер, наглеть, выясняет отношения и уходит жить в другое место, высказав обиду вместо благодарности. Он перестает общаться с хозяином и рассказывает о нем всем, как о человеке, обидевшим его и недостойном уважения.


НЕ ДЕЛАЙТЕ ЛЮДЯМ ДОБРО - НЕ ПОЛУЧИТЕ ЗЛА

Вот и получается, что хозяин хотел сделать родственнику добро, а в ответ получил зло. Не зря все-таки прижилось выражение: "не делай добро- не получишь зла" в народе, а особенно актуально оно сегодня, когда многие люди стараются не замечать проблем других людей, и озабочены только собственным благополучием

Для простоты изложения смысла этого выражения, в качестве примера рассмотрим развитие человека. После рождения ребенок полностью зависит от матери, хотя сам он еще не осознает этого. Пока мама за ним ухаживает и находится в декретном отпуске, малыш воспринимает заботу матери, как само собой разумеющееся. Но вот мама выходит на работу, а ребенка отводит в детский садик.

Естественно, ребенку такой ход событий не нравится, он плачет и осознает отсутствие матери, как в первое в его жизни зло. Но вечером мама приходит его забирать, и малыш радуются, получая наслаждение от ее возвращения. Так он впервые познает, что возвращение матери - это добро. Однако теперь малыш боится, что зло может повториться.
Он начинает лучше осознавать свои потребности и старается любой ценой препятствовать злу, но получать удовольствие он любит. Это приводит к развитию у него эгоизма, но пока только стихийного детского. Уже чуть позже у человека развивается разумный эгоизм, он начинает понимать, что он не один стремиться к наслаждению и поневоле начинает себя сравнивать с другими людьми. Он видит, что кому-то удается жить хорошо, а кто-то обделен жизнью.

Так у человека возникает сопереживание и сочувствие. В силу особенностей воспитания у некоторых людей эти чувства превращаются в альтруизм - в готовность бескорыстно делать добро людям, не считаясь со своими интересами. Альтруист, делая добро, не высматривает при этом никакой материальной выгоды для себя и руководствуется в поступках только милосердием и состраданием. Вот и для понимания смысла выражения: "Не делай добро- не получишь зло", надо быть в душе альтруистом.
Делая добро, не нужно требовать ни от человека, ни от Бога его возвращения. Ведь многие делают добро и ждут самоотдачи. Если "бартерный обмен" не получается, то человек жалеет о том, что он сделал пользу другому человеку в ущерб своим интересам. Он думает, что получил зло за оказанное им добро.


У людей избирательная память: человек хорошо помнит свои заслуги и добрые дела, но легко забывает о том зле, которое он причиняет окружающим. Например, жена уходит от мужа. Он говорит: «Эх, не делай добра – не получишь зла».

Муж хорошо помнит, что он много работал на благо семьи, купил квартиру, шубу жене, но совершенно забыл о том, что не уделял ей в этот период никакого внимания, нередко задерживался на работе по «нетрудовым вопросам» и много чего еще. Это все проделки его памяти, она решила скрыть все это, дабы не травмировать психику и не понижать самооценку.

Жена же, в свою очередь, может вспомнить, как ишачила на кухне, по дому, а он даже не обращал на это внимания. Поэтому и она может произнести фразу «не делай добра – не получишь зла» перед тем, как уйти к другому или просто оставить мужа

БЛАГИМИ НАМЕРИНИЯМИ - ВЫМОЩЕНА ДОРОГА В АД

Внутри человеческого добра, поскольку оно человеческое, сидит маленький такой червячок и подначивает: «Какой я хороший, сделал такое доброе дело!» И все, на этом все твои добрые дела заканчиваются, потому что тогда они - всего лишь дрова в топке твоего тщеславия.

Вот этой тонкой прелестью доброта опасна: сделав что-то хорошее, не жди благодарности, а тем более - славы, иначе то, что было только ложкой дегтя в бочке меда, превратится в бочку, а меда останется все лишь на ложку,

как в этой притче о Такуане, дзэнском монахе, художнике и поэте, жившем в Японии в конце XV - начале XVI века:

У Такуана Осё было много последователей. Среди них был старик, имени которого никто не помнил. Он был немного чудаковат. Однажды этот старик послал к Такуану своего слугу, чтобы после окончания церемонии пригласить мастера на трапезу. «Как бы скромна ни была моя пища, я хочу, чтобы Осе в моем доме отведал вареный рис с ячменем», — сказал старик слуге.

Такуан, любивший это блюдо, с готовностью принял приглашение и отправился в гости к старику. Там ему предложили большую тарелку, полную каши из риса и ячменя. Никаких приправ к каше у старика не было. На столе не было даже квашеной редиски такуан-дзукэ, приготовленной по рецепту Осё.

Обычно неприхотливый, Такуан в этот раз подумал: «Неужто старик не подаст к рису никакого соления»", но задавать вопросы было некогда, поскольку рот был занят вкусной кашей. Старик спокойно сидел перед гостем, ожидая конца трапезы. Когда живот Осё наполнился, он поднялся, чтобы уйти, но старик остановил его и спросил:

«Осё-сан, я угостил вас вареным рисом, а вы уходите, даже не поблагодарив меня. Разве монахи так поступают? «Вы пригласили меня отведать вареного риса с ячменем. Вы не приглашали меня говорить вам "спасибо"», — без промедления ответил Осё и быстро вышел из дома.

Этот ответ задел старика, и он решил когда-нибудь отыграться на Осё. Однажды старик задумался, как ему поймать Осё на слове. В этот самый миг к нему в дом вбежал Осё и воскликнул: «На улице льет, как из ведра! Одолжите мне, пожалуйста, зонтик и гэта (деревянные туфли)».
Старик обрадовался возможности отыграться на Осё и очень вежливо предложил ему то, что тот попросил. Старик был уверен, что на этот раз Осё поблагодарит его, но этого снова не случилось. Осё быстро вышел из дома и вскоре прислал молодого монаха, чтобы вернуть взятые вещи. Монах был похож на своего мастера — он не поблагодарил старика, а только оставил вещи и ушел восвояси.

Через несколько дней Осё и старик встретились за чаем. Старик решил, что пришло время поговорить обо всем, и начал издалека: «Вам не повезло в тот день, когда дождь застал вас на улице, правда?» - «Да, не повезло. Надеюсь, молодой монах вернул вам зонтик и гэта!»

«Конечно, вернул. Это было очень мило с вашей стороны», — сказал старик, заметив, что невольно сам благодарит Осе. Как он мог допустить такую оплошность? Осё сидел напротив старика и улыбался. Старик не мог больше сдерживаться и выпалил:


«Осё-сан, вы плохо воспитаны. Вы могли бы по крайней мере сказать мне "спасибо"!» - «Если я скажу вам "спасибо", тем самым я выплачу вам свой долг, — сказал Такуан спокойным голосом. — Я всегда про себя благодарю вас и никогда не забываю вашу доброту. Если же человек ожидает благодарности за свою доброту, это не настоящая доброта.
Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта. Вы обманываете себя, если делаете что-то доброе из тщеславия или самодовольства.

ЕЩЕ ПРИТЧА

Однажды к старому мудрецу в дверь постучалась молодая незнакомка, которая, заливаясь слезами, поведала старцу свою историю. Я не знаю, как мне дальше жить... - с трепетом в голосе произнесла она. - Всю жизнь я относилась к людям так, как бы хотела, чтобы они относились ко мне, была с ними искренняя и открывала им душу... По возможности я старалась делать всем добро, не ожидая ничего взамен, помогала, чем могу. Я действительно делала это всё безвозмездно, но взамен получала зло и насмешки. Мне обидно до боли и я просто-напросто устала... Умоляю, скажите, как мне быть?

Мудрец терпеливо выслушал и затем дал девушке совет:

- Разденься догола и пройдись совсем нагой по улицах города, - спокойно произнес старец.

- Простите, но я еще не докатилась до такого... Вы, наверное, с ума сошли или шутите! Сделай я такое, то не знай, что ожидать от прохожих... Гляди, еще кто-то обесчестит или надругается надо мной...

Мудрец вдруг встал, отворил дверь и поставил на стол зеркало.

- Ты стыдишься выйти на улицу нагишом, но почему-то тебе вовсе не стыдно идти по миру с обнаженной душой, раскрытой, как эта дверь, нараспашку. Ты пускаешь туда всех, кому не лень. Твоя душа - это зеркало, именно поэтому все мы видим отражение самих себя в других людях. Их душа полна зла и пороков - именно такую безобразную картину они и видят, когда заглядывают в твою чистую душу. Им не хватает силы и мужества, чтобы признать, что ты лучше их и поменяться. К сожалению, это удел только поистине смелых...


- Что же мне делать? Как я могу изменить эту ситуацию, если от меня, по сути, ничего не зависит? - спросила красавица.

- А ну-ка пойдем со мной, я кое-что тебе покажу... Посмотри, это мой сад. Вот уже много лет я поливаю эти невиданной красоты цветы и забочусь о них. Признаться честно, я ни разу не видел, как распускаются бутоны этих цветов. Всё, что мне приходилось лицезреть - это прекрасные распустившиеся цветы, которые манят своей красотой и душистым ароматом. Дитя, учись у природы. Посмотри на эти замечательные цветы и делай, как они, - раскрывай свое сердце перед людьми осторожно и незаметно, чтобы никто этого даже не заметил. Открывай душу хорошим людям. Уходи от тех, кто имеет тебя за ничто, обрывает твои лепестки, кидает под ноги и топчет. Эти сорняки еще не доросли до тебя, поэтому ты ничем им не поможешь. В тебе они будут только видеть уродливое отражение себя.

В мире много грязи и зла. Но тот, кто хочет, остается чистым... Будь искренним и честным перед собой и другими. Однако помни: не стоит метать бисер перед свиньями. Это не пойдет на благо ни тебе, ни им.

 

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *