Шесть шляп мышления. Эдвард де Боно.

Когда нам приходится столкнуться с идеями, противоречащими одна другой, логичнее всего предположить, что каждая из них при определенных условиях  может быть вполне справедлива.

• В каком случае справедливо замечание миссис Адаме? В каком случае прав мистер Джонсон?

Принимая во внимание роль ситуации, мы получаем возможность рассматривать мнения обеих сторон как в равной степени справедливые. И в этом случае нашим следующим шагом должно стать определение того варианта условий, который больше всего соответствует существующему положению дел.

Иногда возникают ситуации, когда человеку, надевшему синюю шляпу, приходится проявить резкость.

• Мы окончательно увязли в споре. Давайте отметим вопросы, вызывающие у нас разногласия, и вернемся к их рассмотрению позже.

• Мы составляем карту нашего общего отношения к ситуации, а не пытаемся протолкнуть каждый свою идею. Если у кого-то появится особое мнение в отношении рассмотренного вопроса, отметьте это обстоятельство и предложите его нашему вниманию в ходе дальнейших дискуссий. Не нужно сейчас доказывать, что вы правы, а ваш собеседник – нет.

• Вы уже высказали свое мнение по этому вопросу. Мы его внимательно выслушали и приняли к сведению. Теперь давайте рассмотрим другие предложения. В противном случае наша дискуссия потеряет свой смысл и перейдет в обычное столкновение характеров.

• Проявите благоразумие, прекратите спор.

• Пусть каждый из вас наденет желтую шляпу и из-под ее широких полей посмотрит на точку зрения своего собеседника. Это поможет вам прекратить спор.

Официальность, присущая мышлению в черной шляпе, предоставляет право надевающему ее человеку высказывать свои требования без обиняков, что при отсутствии этого головного убора было бы невозможно.

Глава 24

ИТОГИ НАШИХ РАЗМЫШЛЕНИЙ ПОД НЕБОСВОДОМ ШЛЯПЫ СИНЕЙ

Синяя шляпа символизирует контроль и организованность. Человек, надевающий эту шляпу, призван придать течению наших мыслей строгую направленность. Он должен определить, к какому типу мышления нам следует обратиться для всестороннего рассмотрения поставленного вопроса.

Мышление в синей шляпе напоминает дирижера симфонического оркестра. Человек, надевающий шляпу небесного цвета, определяет порядок вступления в общий хор других мыслеварительных шляп.

Он определяет предмет, на котором должно быть сосредоточено наше внимание, и очерчивает границы его фокусного пространства, что дает нам возможность не рассеивать свое внимание на решение проблем, напрямую с ним не связанных. Он ставит наводящие вопросы, давая направление нашим мыслям. И кроме того, в его прямые обязанности входит подведение итогов достигнутого и определение направлений нашего дальнейшего развития.

Надев синюю шляпу, мы получаем возможность следить за правильным протеканием мыслительного процесса и обеспечивать соблюдение установленных правил игры. А в функции надевающего ее человека входит прекращение споров и принятие руководящей роли в составлении карты нашего отношения к ситуации. Человек в синей шляпе всегда за порядок и требует такого же отношения к жизни от каждого из окружающих.

Синяя мысле-шляпа предоставляет своему обладателю право по мере необходимости вмешиваться в ход дискуссии и направлять ее протекание в направлении поиска конструктивных решений. Она призвана определять последовательность наших действий, напоминающих танцевальные па в постановке опытного балетмейстера. Но даже когда роль человека в синей шляпе берет на себя один человек, за каждым из его собеседников оставляется право делать замечания и выдвигать предложения, навеянные головным убором небесной синевы.

Итак, к чему же мы пришли?

Самый большой враг мышления – его неструктурированность, или проще – бессистемность, запутанность, приводящая к смешению наших мыслей. Когда наши мысли текут ровно и гладко, когда все в нашем сознании разложено по полочкам, доведение порядка до совершенства доставляет нам удовольствие и требует меньше хлопот. Этому и призвана способствовать концепция шести мыслеварительных шляп. Ее основные принципы очень просты и для понимания, и для использования на практике.

Концепция шести мысле-шляп предназначена для решения двух основных задач. Первая – предоставить человеку, возможность преодолеть беспорядок в мышлении. Вместо того чтобы мешать все в одну кучу – давать выход эмоциям, терзать себя поисками логических обоснований, опираться на факты и снаряжать в полет свою фантазию, – человек обретает возможность посвятить себя каждому из этих занятий без опасения перепутать одно с другим. У него пропадает необходимость привлекать на свою сторону железную логику для обоснования распирающих его чувств, поскольку он всегда может выразить свои переживания в нужном месте и в нужное время при помощи красной мыслеварительной шляпы. При этом он может не обременять себя поисками причины рождения своих чувств: этим позднее займется мышление в черной шляпе.

Второе предназначение шести мыслеварительных шляп заключается в усовершенствовании процесса мышления. Если в ходе дискуссии один из присутствующих упорно пытается все подвергнуть сомнению, его можно попросить снять черную шляпу. Просьба поможет ему осознать наличие в его поведении скрытого негативизма. Такого человека можно попросить примерить желтую мысле-шляпу, что подразумевает требование отнестись к рассматриваемому вопросу без предвзятости и предубеждений.

Концепция шести мыслеварительных шляп предлагает определенную методику обмена мнениями, свободную от агрессивной напористости, свойственной спору. И самое главное, использование этой концепции нисколько не нарушает характерных особенностей человека, целостности его «Я». Воспринимаемая как игра для взрослых, концепция шести мысле-шляп дает нам возможность произвольно обращаться к тому или иному конкретному типу мышления, наиболее целесообразному в данной ситуации. Шляпы при этом играют роль краткого руководства к действию.

Предлагая подобную методику, я вовсе не хочу привести читателя к убеждению, будто в процессе размышлений мы непременно должны принуждать себя к использованию одной из шляп. В этом нет необходимости. Когда мы решим обратиться к официальному посредничеству шести мысле-шляп, порядок их выхода на сцену мы должны представить своим собеседникам заблаговременно.

Чаще всего в ходе дискуссии нам предстоит использовать только одну или две мыслеварительные шляпы – вне зависимости от того, надеваем ли их мы сами или просим об этом своего собеседника. Вначале подобная смена масок, безусловно, покажется нам неудобной и даже наигранной, но впоследствии все будет происходить совершенно естественно, и главное – это пойдет на пользу общему делу. При этом вполне очевидно, что предлагаемый метод сумеет принести наибольшую пользу только в том случае, если люди одного круга общения воспримут правила игры. Это особенно важно для тех, кому приходится часто принимать участие в обсуждении насущных вопросов. Но еще более высоких результатов мы сумеем достичь, когда присущие концепции шести мысле-шляп понятия и выражения станут составной частью нашего языка.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *